Устройство и принцип работы компрессора и его узлов
Компрессор состоит из следующих основных узлов: картера, блока цилиндров, коленчатого вала, шатунов, поршней, клапанных головок и вентилятора.
Принцип действия компрессора состоит в следующем: компрессор, проводимый в движение от электродвигателя через упругую муфту, всасывает воздух через воздушные фильтры и, сжимая его в цилиндрах I и II ступеней с охлаждением в промежуточном холодильнике, нагнетает сжатый воздух в воздухосборник, откуда поступает к потребителю.
Картер - литой, чугунный, жесткой конструкции, имеет две расточки для установки коленчатого вала, 2 люка для доступа к нижним головкам шатунов и две приливочные плоскости в верхней части для установки цилиндров.
На картере установлен сапун для выравнивания давления в картер; с атмосферным и для заливки масла в картер.
Вал коленчатый - стальной, с закрепленными на щеках противовесами или литой из высокопрочного чугуна вместе с противовесами, предназначенными для уравновешивания компрессора.
Вал двухкривошипный устанавливается в расточках картера на конических роликоподшипниках. Кривошипные шейки вала расположены под углом 180 °. На концах вала расположены с одной стороны шкив для привода вентилятора, с другой стороны маховик. На шейках коленчатого вала расположено по два шатуна, верхние головки которых соединены с поршнями I и II ступеней.
Шатуны - стальные, штампованные, двутаврового сечения. Верхняя головка шатуна неразъемная с запрессованной бронзовой втулкой. Нижняя головка - разъемная ее сменными вкладышами или залита баббитом. На крышке нижней головки устанавливается маслоподающая трубка.
Поршни I и II ступеней - чугунные, имеют по два уплотнительных и маслосъемных кольца.
Пальцы поршневые плавающего типа пустотелые с закалкой наружной поверхности и полировкой. От осевых перемещений пальцы удерживаются пружинными стопорными кольцами.
Цилиндры компрессора - чугунные с ребристой поверхностью, отлиты попарно в виде блоков с фланцами вверху и внизу. Нижними фланцами блоки крепятся к картеру, на верхних устанавливаются комбинированные клапаны и клапанные коробки.
Коробки клапанные -чугунные, разделены внутри перегородкой, отделяющей всасывающую сторону от нагнетательной. На клапанных коробках расположены всасывающий и нагнетательный патрубки.
Клапанные крышки - чугунные с ребрами на поверхности для интенсификации охлаждения.
Клапанные головки I и II ступеней - идентичны по конструкции и отличаются только размерами. Они состоят из клапанных плит с собранными на них всасывающими и нагнетательными клапанами. Клапаны полосовые с самопружинящими пластинами. Во время работы компрессора под действием всасываемого и нагнетаемого воздуха пластины соответственно всасывающего и нагнетательного клапанов отжимаются и открывают проход для воздуха.
Вентилятор - осевой крепится на кронштейне, устанавливаемом на картере, предназначен для интенсификации охлаждения цилиндров и холодильника. Привод вентилятора осуществляется от коленчатого вала компрессора через клиноременную передачу с передаточным числом 1:2,06. Натяжение ремня осуществляется натяжным болтом.