Техническое обслуживание компрессора
Обслуживание после первых 50-60 часов работы
После первых 50-60 часов работы необходимо проверить величину зазора между баббитовой заливкой нижних головок шатунов и соответствующими им мотыльковыми шейками. В дальнейшем проверять через каждые 200-250 часов. Величина зазора не должна превышать 0,3 мм.
Обслуживание после первых 200-300 часов работы
После 200-300 часов работы необходимо:
- слить масло из картера, промыть картер и залить свежее масло до верхней метки масломера;
- проверить надежность шплинтовки гаек шатунных болтов;
- промыть всасывающие фильтры и залить до метки свежее масло.
Обслуживание через каждые 1000 часов работы
Через каждые 1000 часов работы необходимо:
- заменить масло в картере. При эксплуатации компрессора в условиях повышенной влажности окружающего воздуха возможно выпадение капель в цилиндрах и обводнение масла. В таких случаях необходима более частая замена масла, при этом слитое из картера масло поместить в специальную емкость, для отделения воды и твердых частиц в процессе отстоя в течение 48 часов, после чего допускается повторное его использование;
- проверить исправность клапанов и очистить их от нагара. Исправность клапанов проверяется отжатием пластин к упору (ограничителю подъема) деревянным или медным штырем, при этом пластины должны свободно отжиматься и при возврате плотно садиться на седло;
- передвигая при помощи наставки и ломика шатун и поршень вдоль оси цилиндра, проверить приблизительные величины зазоров в подшипниках нижних и верхних головок шатунов без разборки шатунно-поршневой группы. Зазоры не должны превышать величины, указанные в таблице;
- проверить надежность шплинтовки гаек шатунных болтов;
- промыть всасывающие фильтры и залить до метки свежее масло;
- проверить состояние лопастей вентилятора. При обнаружении трещин на поверхности вентилятора устанавливать его на компрессор запрещается.
Обслуживание через каждые 3000 часов работы
Через каждые 3000 часов работы необходимо:
- произвести замеры всех зазоров согласно таблицы и при необходимости отрегулировать их или заменить детали новыми. Особое внимание обратить на состояние поршневых колец;
- проверить состояние трущихся поверхностей коленчатого вала, цилиндров и поршней. Трущиеся поверхности должны быть заполированными, блестящими. При обнаружении рисок, не влияющих на работу компрессора, их необходимо тщательно зачистить, нагар масла на поршнях и других деталях удалить;
- очистить от нагара и масла воздухопроводы, промежуточный холодильник (особенно внутренние поверхности труб), всасывающие и нагнетательные плоскости клапанных головок, клапаны и концевую аппаратуру;
- проверить состояние лопастей вентилятора.
Разборка компрессора
Для разборки и сборки компрессора необходимо иметь комплект инструмента, съемник маховика и грузоподъемное устройство до 1 т (кран или таль).
Перед разборкой компрессора необходимо:
- слить масло из картера;
- снять трубопроводы, соединяющие компрессор с холодильником;
- отсоединить холодильник от рамы и, отодвигая его от компрессора, снять;
- отсоединить болты крепления компрессора к раме, выбить контрольные штифты и, осторожно отсоединить компрессор от электродвигателя вдоль рамы, разобщить
- маховик с полумуфтой;
- установить компрессор на подставку.
При разборке компрессора необходимо:
- снять с компрессора клапанные крышки и клапаны I и II ступеней;
- снять крышки люков картера;
- расшплинтовать и отвернуть гайки шатунных болтов, снять крышки нижних головок шатунов;
- пользуясь рым-болтом, осторожно извлечь из цилиндров поршни I и II ступеней в сборе с шатунами, при этом необходимо следить за тем, чтобы болтами нижних головок шатунов не повредить мотылевые шейки коленчатого вала и зеркало цилиндров;
- поставить на свои места крышки шатунов и навернуть на болты гайки. Менять местами болты и гайки запрещается;
- снять оба блока цилиндров и вентилятор;
- отвернуть специальную гайку маховика, снять его;
- снять шкив вентилятора;
- снять крышку подшипника при помощи отжимных болтов M14;
- снять корпус подшипника со стороны снятого шкива вентилятора при помощи отжимных болтов M14;
- вынуть коленчатый вал подложив предварительно под среднюю шейку чистый брус для сохранения горизонтального положения вала;
- снять при необходимости второй корпус подшипника.
Примечание. При частичной разборке компрессора порядок разборки можно изменить в зависимости от объема работ.
Устранение неисправностей отдельных узлов и деталей
Для устранения неисправностей в шатунно-поршневой группе необходимо:
- очистить, промыть поршни в сборе в керосине (уайт-спирите) и высушить. В случае пригорания колец и канавках поршни поместить в керосин и легкими ударами деревянного молотка по окружности колец сдвинуть их с места, затем снять с поршня и хорошо очистить от нагара. Очистить от нагара и промыть канавки поршня. В случае большого износа колец заменить их новыми;
- проверить состояние баббитовой заливки в нижних головках шатуна и в случае надобности произвести пришабровку по шейке коленчатого вала.выдержать за счет набора прокладок зазор между шейкой коленчатого вата и нижней расточкой головки шатуна согласно таблицы;
- проверить зазоры в верхних подшипниках шатунов. При обнаружении увеличенных зазоров принять меры согласно таблицы.
Причиной плохого охлаждения воздуха в промежуточном холодильнике является наличие слоя масляных отложений. В этом случае трубную секцию холодильника необходимо очистить. Очистку лучше всего производить механически способом (металлическими щетками, ершами, скребками и прочее).
Если масляный слой настолько тверд, что не поддается механической очистке, он может быть размягчен 2-процентным раствором двухромовокислого калия.
Сборка компрессора
Произвести сборку компрессора в порядке, обратном разборке. При сборке необходимо соблюдать следующие условия:
- все детали перед сборкой должны быть очищены от грязи и вытерты мягкими, чистыми тряпками. При сборке трущиеся поверхности должны быть смазаны маслом;
- при установке коленчатого вала необходимо под корпуса подшипников установить те же прокладки или новые такой же толщины, а комплект металлических прокладок под крышку установить заводской, так как при помощи его выдержан необходимый тепловой зазор. После окончательной затяжки крышки коленчатый ват должен свободно проворачиваться от руки и иметь осевой люфт 0,15-0,25 мм;
- при сборке отдельных узлов и компрессора в целом необходимо следить за установкой всех деталей на свои места с сохранением их взаимного расположения. Цилиндры, поршни, шатуны имеют одноименную цифровую маркировку. При этом стержни и крышки шатунов имеют маркировку с одной стороны.
При сборке кривошипно-шатунных механизмов необходимо следить, чтобы маслоподающие трубки были прочно закреплены и обращены срезами влево (если смотреть со стороны маховика). Неправильная установка маслоподающих трубок ведет к выплавлению баббита и аварии компрессора, вследствие прекращения подачи масла к подшипникам. При сборке и установке поршней поршневые кольца должны быть расположены так, чтобы замки соседних колец были смещены относительно друг друга на 120°.
При установке запасных шатунов необходимо произвести подгонку баббитовой поверхности нижней головки шатуна по шатунной шейке вала шабрением. Подгонку баббитовой поверхности производить на краску, при этом число пятен на 1 см2 должно быть не менее 5 штук. Затяжку шатунных болтов производить таким образом, чтобы вал проворачивался легко. Регулировку зазора в нижней головке шатуна производить комплектом прокладок. Правильная затяжка гаек шатунных болтов достигается при моменте, равном 8-10 кгс/м.
Зазор между клапанной плитой и днищем поршня, установленного в верхнем положении, должен быть выдержан согласно таблицы. Регулирование этого зазора производится изменением толщины прокладки между цилиндром и клапанной плитой.
При сборке клапанов необходимо установить ограничитель в таком положении, чтобы пластины полностью перекрывали щели седел. Величина перекрытия должна быть не менее 1 мм, пластины должны свободно входить в пазы ограничителя. При замене пластин торцевые концы их необходимо округлить.
После окончательной сборки и закрепления компрессора на раме установить контрольные штифты и проверить центровку линии валов компрессора и двигателя. После центровки электродвигатель и компрессор окончательно закрепить на раме.