Клапаны предохранительно-разгрузочные КП-10.2 и КП-32.2 (см. рис. 25) предназначены для предохранения гидросистемы от перегрузок и разгрузки гидросистемы от давления.
Масло от насоса подводится в полость «в» и отводится на слив через полость «к». Масло из полости «в» по каналам «м» и «л» в золотнике 2 поступает в полость «и» и одновременно через дроссельное отверстие «а» в полость «б», а через отверстия кг» и «д» в подзапорный элемент вспомогательного клапана, настроенного на определенное давление.
Пока давление в системе не превышает усилия настройки пружины 6, гидравлически уравновешенный золотник 2 пружиной 3 прижимается к седлу 10, перекрывая выход масла на слив. При повышении давления в гидросистеме запорный элемент 5, преодолевая сопротивление пружины 6, открывается, и масло из полости «б» через каналы «г», «д», «е» и «ж» поступает на слив. Одновременно, благодаря создавшемуся перепаду на дросселе «а», давление в полости «б» понижается. Это приводит к нарушению равновесия сил, действующих на золотник 2, который под действием гидростатической силы, создаваемой давлением масла в полости «и», спускается, соединяя линию давления со сливом, что приводит к падению давления в гидросистеме.
При падении давления в гидросистеме ниже давления настройки пружины 6 запорный элемент закрывается, перекрывая поток масла через каналы «г» и «д» на слив. При этом расход масла через дроссельное отверстие прекращается, давление в полостях «и» и «б» выравнивается, и золотник 2 под действием пружины 3 прижимается к седлу 10, перекрывая слив масла в бак.
Разгрузка может производиться с помощью дистанционного управления, для чего пробка 11 удаляется, и к отверстию «н» присоединяется сливной трубопровод с краном дистанционного управления.
Надежная работа клапанов может быть обеспечена только при применении чистого масла.
Давление настройки клапана регулируется винтом 9. При вращении маховичка по часовой стрелке давление в системе поднимается. В процессе регулировки давления контргайка 8 должна быть отвернута, а по окончании регулировки ее необходимо затянуть.
При нормально работающем насосе отсутствие давления в системе может быть вызвано засорением демпфера «в» или седла вспомогательного клапана.
Для прочистки седла клапана вначале рекомендуется максимально отвернуть винт 9, что даст возможность потоку масла устранить засорение. Если после этого давление в системе не поднимается, отвернуть гайку 7, освободить запорный элемент 5 от усилия пружины 6 и кратковременным включением насоса промыть клапан. Для прочистки демпфера необходимо отвернуть крышку 4 и иглой Ø 1 мм прочистить демпфер.
Рис. 25. Клапаны предохранительно-разгрузочные: 1 - корпус; 2 - золотник; 3, 6 - пружины; 4 - крышка; 5 - запорный элемент; 7 - гайка; 8 - контргайка; 9 - винт регулировочный; 10 - седло; 11 - пробка; а, г, д, е, ж, л, м, н - отверстия; б, в, и, к - полости